Диверсификация экспорта в условиях адаптивной экономики. Смотреть страницы где упоминается термин диверсификация экспорта. Основные типы классификации по способу увеличения объема поставок товаров

В условиях глобализации характерной чертой мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового национального продукта стран-участниц мировой торговли. Основная причина быстрого роста и укрепления разнообразных форм экономических связей в сфере межгосударственных отношений - углубление интернационализации хозяйственной жизни.

На сегодняшний день, доходы от внешней торговли России занимают примерно 40% доходов федерального бюджета.

Однако, рост экспорта обусловлен, прежде всего, продажей минеральных ресурсов, топлива и продуктов переработки. В то же время, основные статьи импорта - машины, оборудование и др. Таким образом, основные проблемы внешней торговли России: высокая степень сырьевой направленности экспорта, преобладание готовой продукции в структуре импорта и низкая степень диверсификации географии внешней торговли России.

Для эффективного участия России в международной торговле, структура, как экспорта, так и импорта нуждается в диверсификации. Необходимо предпринять комплекс мер, которые позволят снизить объемы экспортируемого сырья и увеличить объемы продаж за рубеж готовой продукции.

К таким мерам относятся:

  • · модернизация существующих секторов российской экономики таких как, ядерный сектор, авиастроение, космические технологии, ВПК сектор, для обеспечения прорыва на рынки высокотехнологичных товаров, а в дальнейшем и достижение лидирующих позиций на мировых рынках;
  • · обеспечение организационно-финансовой поддержки проведения НИОКР;
  • · содействие привлечению необходимых технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями;
  • · стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
  • · снижение доли импортируемых товаров, которые могут быть произведены в России.

Проблема диверсификации.

Проблема зависимости экономики России от экспорта энергоносителей является предметом пристального внимания как населения, так и властей. Российская экономика на данном этапе действительно сильно зависит от поставок нефти и газа за рубеж. С другой стороны, в последнее время можно констатировать снижение этой зависимости. Для этого правительство использует методы налогового регулирования, значительные золотовалютные запасы и резервный стабилизационный фонд, который позволит даже в случае падения цен на энергоносители исполнять социальные обязательства государства перед гражданами. Именно с этой целью были созданы Стабилизационный, Инвестиционный, Венчурный фонды и ряд других инструментов.

Цены на нефть нестабильны, как правило, периоды высокого дохода для стран-экспортеров нефти предсказать невозможно. Для достижения макроэкономической стабильности необходимо придерживаться строгого соотношения между уровнем роста и степенью экспортной стабильности (под экспортной стабильностью в данном случае понимается диверсификация экспорта в пользу товаров и услуг с меньшими ценовыми колебаниями). Кроме того, необходимо также отслеживать подобные колебания и по другим сырьевым рынкам, на которых Россия занимает лидирующие позиции (сталь, алюминий, никель). Т.е. должна проводиться политика «стабильных экспортных доходов» (цикличных инвестиций в отрасли подверженные колебаниям цен).

Группа Всемирного банка (структура, функции и цели, роль в мировой финансовой системе).

Основными институтами в сфере регулирования мировой валютной системы являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Группа Всемирного Банка - пять организаций, созданных в разное время и объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.

  • · Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:
  • · Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • · Международная ассоциация развития (МАР);
  • · Международная финансовая корпорация (МФК);
  • · Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
  • · Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
  • · Штаб-квартира Группы располагается в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) широко известный как Мировой банк, является основным кредитным учреждением группы Всемирного банка (создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г). В отличие от МВФ, ВБ предоставляет кредиты для экономического развития стран. МБРР -- самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Международная ассоциация развития (МАР), созданная в 1960 г. Ее цель -- оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 г. Ее цель -- стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). (Создано в 1982 г.) Цель организации -- оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков.

К таким рискам могут относиться военные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, -- 50 млн. долл. США. Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). (Создан в 1966 г.) Цель организации -- стимулирование потока инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта

ВЛ. Селъцовский

Важным показателем эффективного развития внешней торговли является ее товарная структура, т.е. доля в экспорте и импорте отдельных товарных групп. В связи с этим изучение и анализ товарной структуры имеют важное значение и проводятся на базе сгруппированных товарных групп по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России.

Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Эта проблема остро стояла еще в советское время. Несмотря на осуществление некоторых позитивных сдвигов в структуре советского экспорта, задачи по ее совершенствованию решались медленно.

Существующая в настоящее время структура экспорта Российской Федерации имеет однобокий характер. Наш экспорт находится в большой зависимости от сравнительно узкого круга товаров - нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, лесотоваров. Причем сырьевая направленность экспорта нашей страны заметно усилилась в 1990-е и 2000-е годы, т.е. в постсоветский период, что наглядно видно из таблицы 1.

Так, в 2007 г. только удельный вес топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия) превысил 68%; около 17% всего экспорта приходится на металлы; продукция химической промышлен-

ности занимает 5% в экспорте, лесотовары -свыше 3%. Таким образом, доля топлива, сырья и полуфабрикатов составляет в настоящее время более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья.

Доля машин и оборудования в экспорте в страны дальнего зарубежья в текущих ценах значительно сократилась в 1990-е и 2000-е годы и в 2007 г. составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 3,4% (доля гражданской машинотехнической продукции -2%). Удельный вес готовых изделий не достигает даже 10%. В 1990 г. доля машин и оборудования в экспорте РФ без военно-технического сотрудничества была 17,6%, а доля готовых изделий - 33%. За период 1991-2007 гг. экспорт машин и оборудования РФ сократился на 20%. Еще более сырьевой и однобокий характер имеет структура внешней торговли РФ с отдельными торговыми партнерами из группы развитых стран.

Такой показатель удельного веса машин и оборудования недопустимо мал для развитой страны. В целом в мировом экспорте доля машин и оборудования составляет в настоящее время около 40%.

Доля экспорта машин и оборудования РФ в мировом экспорте этой продукции составила в 2007 г. лишь 0,4%, по сравнению с 2,7% доли всего российского экспорта в мировом экспорте. Отечественный экспорт машин и оборудования в 2006 г. был в 25 раз ниже аналогичного показателя США, в 10 раз Республики Корея, в 8 раз Сингапура, в 4 раза Малайзии и в 6 раз

Тайваня1.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья (вне СНГ)

в фактически действовавших(текущих) ценах

Экспорт - всего 71,1 100,0 63,7 100,0 62,2 100,0 89,2 100,0 208,8 100,0 258,9 100,0 299,9 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 12,6 17,6 5,3 8,3 6,0 9,6 6,7 7,5 7,6 3,6 10,0 3,9 10,1 3,4

Минеральные продукты 32,3 45,5 25,8 40,5 27,1 43,5 48,7 54,5 141,4 67,7 178,7 69,0 205,2 68,4

Металлы, драго -ценные камни и изделия из них 9,2 12,9 19,5 30,8 18,1 29,2 20,9 23,5 36,5 17,5 43,6 16,8 49,3 17,6

Продукция химической пр омышленности 3,3 4,6 6,3 9,9 5,1 8,2 6,0 6,7 11,4 5,5 13,0 5,1 16,1 5,4

Древесина и целлюлознобумажные изделия 3,1 4,4 3,9 6,1 3,4 5,5 4,1 4,5 7,1 3,4 8,0 3,1 10,1 3,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,7 1,0 0,8 1,2 0,6 1,0 0,5 0,6 0,4 0,2 0,4 0,1 0,3 0,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,2 0,3 0,5 0,2 0,3 0,2 0,3 0,3 0,1 0,3 0,1 0,3 0,1

Продовольственные товары и сельскохо зяйст -венное сырье 1,5 2,1 1,0 1,5 0,5 0,8 0,9 1,0 2,3 1,1 2,8 1,1 5,4 1,8

Прочие 8,4 11,8 0,8 1,2 1,2 1,9 1,2 1,4 1,8 0,9 2,1 0,8 3,1 1,0

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998, 2002, 2005 - М.: Госкомстат России 1998, 2002; Россия в цифрах, 2002, 2003 - М.: Госкомстат России, 2002, 2003; Таможенная статистика внешней торговли РФ. 2002, 2005, 2006, 2007.

Об имеющихся резервах и возможностях увеличения экспорта Российской Федерацией машин и оборудования говорит, как уже отмечалось, низкий коэффициент структурной специализации продукции машиностроения, а также тот факт, что на долю России в 2006 г. приходилось 6% мирового производства стали, тогда как доля России в мировом экспорте машин и оборудования составила лишь 0,3%. Для сравнения можно

отметить, что удельный вес Франции в мировом производстве стали 3%, доля же в мировом экспорте машин и оборудования - 5%.

Что же касается США, Японии, ФРГ, то доля этих стран в мировом производстве стали в начале 2000 г. составила (%): США - 14, Японии - 14, ФРГ - 6; доля же указанных стран в мировом экспорте машин и оборудования в

2006 г. соответственно была (%): 11, 10 и 122.

Таблица 2

Товарная структура экспорта Российской Федерации в СНГ в фактически действовавших

(текущих) ценах

Товарная группа 1990 1995 1999 2000 2005 2006 2007

млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу

Экспорт -всего 13,9 100,0 14,5 100,0 10,7 100,0 13,8 100,0 32,6 100,0 42,3 100,0 52,6 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 2,4 17,3 2,7 18,3 2,0 18,6 2,4 17,0 5,9 18,2 7,4 17,6 9,6 18,3

Минеральные родукты 7,3 52,7 7,5 51,4 5,6 52,5 6,8 4,1 15,0 46,0 19,9 47,1 23,1 43,9

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 1,2 8,7 1,4 9,5 0,9 8,3 1,4 10,4 4,1 12,6 5,4 12,7 7,4 14,0

Продукция химической промышлен- ности 1,3 9,6 1,5 10,8 1,1 10,1 1,4 10,2 2,9 9,0 3,7 8,8 4,7 9,0

Древесина и целлюлознобумажные изделия 0,5 3,2 0,5 3,3 0,3 2,7 0,4 3,0 1,2 3,5 1,5 3,6 2,1 4,0

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,4 2,9 0,3 2,3 0,2 1,8 0,3 2,0 0,5 1,5 0,6 1,4 0,6 1,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,2 0,0 0,3 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 0,5 3,7 0,4 2,8 0,5 4,3 0,7 5,3 2,2 6,8 2,7 6,3 3,7 7,1

Прочие 0,3 1,8 0,2 1,5 0,1 1,5 0,4 2,7 0,7 2,2 1,0 2,4 1,3 2,5

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998; 2002; 2005; Россия в цифрах 2002, 2005; Таможенная статистика внешней торговли РФ 2002, 2005, 2006, 2007.

Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный характер по сравнению с торговлей России со странами дальнего зарубежья (таблица 2). Вместе с тем в долгосрочном плане нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.

Кроме того, там, по-видимому, надолго сократился спрос на российскую машинотехническую продукцию гражданского профиля, так как страны предпочитают иметь отношения с поставщиками из дальнего зарубежья с их более высокими технологиями и готовностью вкладывать капиталы в их экономику.

Следует отметить, что, наряду с негативным изменением структуры внешней торговли России, резко ухудшились показатели внешнеэкономической деятельности страны в целом, в результате этого значительно ослабли позиции России на мировом рынке. Доля России в мировой торговле с 1985-ого по 2007 год сократилась с 3,6 до 2,7%. По объему внешнеторгового оборота Россия в 2007 г. занимала 16-е место в мире (в 1990 г. - 10-е)3.

Основной причиной усиления топливно-сырьевой направленности и снижения индустриального характера структуры внешней торговли Российской Федерации и ее темпов роста в годы либерализации стало значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциала. Промышленное производство РФ в 2000 г. составило 57% от уровня 1990 г., т.е. сократилось почти в 2 раза; сельскохозяйственное производство за тот же период уменьшилась на 1/3. Такой спад промышленного и сельскохозяйственного производства немыслим в мирное время.

Даже в период Отечественной войны (19411945 гг.), когда в нашей стране было разрушено 31850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, промышленная продукция СССР сократилась лишь на 10% (уровень промышленного производства в 1945 г. по сравнению с 1940 г. составил 90%)4. Несмотря на устойчивый рост промышленного производства в последние годы, его уровень в 2007 г. составил 82%, по сравнению с 1990 г. В настоящее время доля России в мировом промышленном производстве немного превышает 2%. Спад промышленного произ-

водства сопровождается невиданным разгулом инфляции в стране, как видно из таблицы 3 в 1998 г., по сравнению с 1990 г., потребительские цены выросли почти в 12 тысяч раз. Хотя в последние годы уровень инфляции резко снизился, тем не менее оставался значительным (в

2007 г., по сравнению с 1998 г., потребительские цены еще выросли в 3,8 раза).

Очень неблагоприятным показателем экономического состояния страны является деградация в инвестиционном секторе. Некоторое улучшение ситуации в 1999-2007 гг. не привело к коренным изменениям: в 2007 г. объем капиталовложений составлял 55% от уровня 1990 г. (сокращение почти в 2 раза) (см.табли-цу 3).

В результате средний возраст производственного оборудования в промышленности России, составлявший в 1990 г. 10,8 года, в

2006 г. достиг 19 лет. Причем доля оборудования старше 20 лет достигает в настоящее время 40% (15% в 1990 г.).

Увеличение сроков службы оборудования сказалось на повышении износа основного капитала в промышленности, который в последние годы составлял около 50% и требует немедленной модернизации и замены.

Старение основных фондов в российской промышленности не компенсируется вводом новых. Если в 1990 г. коэффициент обновления основных фондов в промышленности достиг 7%, то в настоящее время - всего лишь 3%5.

Несомненно, что существенный физический и моральный износ машин и оборудования наиболее активной части основных фондов предопределил дальнейшее падение конкурентоспособности машинотехнической продукции, производимой Россией, и, вследствие этого, сокращение ее экспорта.

В целом в настоящее время только около 15% серийно производимой в РФ машиностроительной продукции соответствует мировому уровню.

Важной причиной усиления топливно-энергетической направленности российского экспорта в 1990-е годы и снижения его эффективности стала поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности, без научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики. В начале 1990-х годов была

действенного контроля над функционированием внешнеэкономических связей не дала ожидаемых результатов. По отдельным оценкам, в годы либерализации вывезены за рубеж от 200 до 300 млрд долл., которые обогащают западные банки, вместо того чтобы работать на восстановление российской экономики, повышение экспортного потенциала страны и совершенствование товарной структуры внешней торговли.

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели России в 1990-2007 гг.

(стоимостные показатели приведены в текущих ценах, проценты - в сопоставляемых ценах)

19911 19981 20001 20021 20041 20051 20061 20071

Валовый внутренний продукт, млрд руб. 1,4 2629,6 7305,6 10817,5 16778,8 21665,0 26882,0 32988,6

% к 1990 году2 95,0 56,2 59,8 65,9 75,1 80,5 85,9 92,9

Промышленная продукция, млрд руб. 1,2 1707,0 4763,0 6868,0 11209,0 14785,4 15758,5 19615,7

% к 1990 году2 94,8 46,0 57,1 62,1 71,1 73,9 76,8 81,6

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 0,2 407,1 1165,2 1762,0 2729,8 3431,0 4485,7 6418,7

% к 1990 году2 84,5 20,9 25,9 29,3 36,5 40,1 45,6 55,2

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 0,576 1051,5 2223,4 4360,3 6831,8 8530,0 10634,0 13518,0

к 1990 году (раз) 1,9 3470,3 7337,9 14390,4 22547,2 28151,8 35094,3 44611,0

Потребительские цены к 1990 годы (раз)2 2,603 11952,4 19610,7 26770,3 33490,7 37141,2 40743,9 45592,4

Среднегодовой курс Банка России (руб. за доллар США) 9,71 28,12 31,35 28,81 28,37 27,19 25,6

Примечания к таблице:

1. В деноминированных рублях

2. Изменения показателей к 1990 г. рассчитано автором Источник: Ю.В. Пискулов, В.Л. Сельцовский - Мировая экономика и торговля: Стат справочник. - М: 4-ый филиал Воениздата, 1998. Внешнеэкономический комплекс России. - М: ВНИКИ 2006, Федеральная служба государственной статистики; Экономика России: итоги и перспективы. - М: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2008, с. 7, 399-404.

полностью ликвидирована государственная монополия внешней торговли. При этом в стране не было выработано комплексного подхода к решению проблем эффективного управления внешнеэкономическим комплексом.

Государство практически самоустранилось от регулирования и контроля сферы внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована государственная поддержка промышленного экспорта. Попытка в дальнейшем создания

Помимо отмеченных внутренних факторов, повлиявших на состояние товарной структуры внешней торговли РФ, имеются серьезные внешние факторы. Прежде всего, это разрыв интеграционных и кооперационных связей между отраслями и предприятиями России с республиками бывшего СССР и бывшими членами СЭВ, обусловивший потерю рынков сбыта российских машин, оборудования, наукоемкой продукции в этих странах. К таким же отрицательным последствиям привел уход с рынков технико-экономического сотрудничества наших традиционных партнеров из развивающихся стран.

Все это усугубило сокращение производства, особенно в машиностроительных отраслях России.

Кроме того, при значительном увеличении открытости экономики России перед мировым рынком от западных стран не удалось добиться ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении ряда товаров российского экспорта (квотирование поставок на рынки ЕС стальной продукции, проката цветных металлов, обогащенного урана, многочисленные антидемпинговые процедуры по поставкам в США и ЕС из России). В ряде случаев оказывается политическое давление на покупателей современных российских технологий: на Индию (по контракту на поставку ракетной техники), на Иран (по строительству АЭС) и т.д.

Важно отметить, что проблема увеличения в экспорте изделий обрабатывающей промышленности не ограничивается продукцией машиностроения. Речь идет также об увеличении степени промышленной обработки природного сырья, прежде всего нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, древесины, текстильных и других видов сырья.

Вывозимые из России ресурсы во многих случаях лишены предварительной обработки, что значительно снижает эффективность нашего экспорта, поскольку цены на мировом рынке на необработанное сырье значительно ниже по сравнению с обработанными сырьевыми материалами.

Например, наш круглый лес экспортировался в 2007 г. в зарубежные страны по цене 84 долл. за кубометр, в то время как доски продавались там по 351 долл. за кубометр, фанера - 502 долл. за кубометр, плиты древесноволокнистые - свыше 600 долл. за кубометр.

Сейчас все страны мира практически прекратили экспорт круглого леса, у нас же в

2007 г. 34% всего экспорта лесотоваров прихо -дилось на круглый лес (4,1 млрд долл.). Причем эта доля в последние годы имеет тенденцию к постоянному увеличению. (В 1995 г. она составляла 27% - 1,1 млрд долл.) Аналогичная картина наблюдается и по другим природ -ным ресурсам.

Автором был произведен расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых материалов и продуктов более глубокой степени их переработки по четырем группам товаров, которые занимают основное место в российском экспорте: топливо, черные металлы, лесные товары, текстиль. Он показал, что за период (1991-2007 гг.) удельный вес полностью не обработанных и с низкой степенью обработки товаров в экспорте РФ вышеуказанных групп возрос в целом с 68 до 73%, т.е. наглядно проявляется тенденция постоянного снижения в экспорте сырьевых товаров РФ доли обработанных (облагороженных) продуктов, что свидетельствует о низкой эффективности нашего сырьевого экспорта.

Анализ структуры внешней торговли РФ в части степени обработки экспортных товаров может быть осуществлен при помощи разработанного автором статистического показателя - коэффициента физических условий товарообмена (торговли). Указанный показатель определяется как соотношение между средней ценой за тонну (единицу) импортированных товаров и ценой за тонну (единицу) экспортированных товаров и показывает, сколько тонн (единиц) товаров страна экспортирует за тонну (единицу) импортированных товаров. Соотношение равное или меньшее единицы является благоприятным. Ценность этого показателя заключается в том, что он показывает состояние материалоемкости экспорта по сравнению с импортом, а, следовательно, степень обработки и качество экспортных товаров по сравнению с импортными.

Проведенный анализ этого показателя за ряд лет показал, что физические условия товарообмена были всегда неблагоприятными, коэффициент физических условий торговли в бывшем СССР в 1990 г. составлял 4,3, т.е. за

1 т ввезенных товаров вывозилось 4,3 т6.

По данным за последние годы, указанный показатель в торговле России значительно

ухудшился, составив со странами дальнего зарубежья в среднем 5,57, что является подтверждением того, что товарная структура внешней торговли России стала еще более неэффективной. В обмен на вывоз в основном необработанного сырья страна получает обработанные готовые изделия.

В торговле же с отдельными странами этот показатель был еще более неблагоприятным. Например, во внешней торговле России с ФРГ коэффициент достиг 19, т.е. за 1 т импортируемых из ФРГ товаров наша страна вывозит в Германию 19 т.8 Это свидетельствует о том, что фактически торговля России с Германией сводится к примитивной форме - необработанное сырье в обмен на готовые изделия и продовольствие. (В настоящее время доля сырья и полуфабрикатов в экспорте РФ в Германию достигает 93%). В Германию вывозится нашей страной материалоемкое необработанное сырье со значительно более низкой ценой за тонну по сравнению с ценой за 1 т готовой импортной продукции из ФРГ.

Указанные показатели, рассчитанные по отдельным товарам, свидетельствуют о неблагополучном положении с точки зрения их экспортной эффективности: стиральные машины

5,9; нефтепродукты - 3,5; прокат черных металлов - 2,7; легковые автомобили - 2,15; грузовые автомобили - 2,0 и т.п.

Во внешней торговле РФ насчитывается более 200 товаров с коэффициентами физических условий товарообмена более единицы.

Вышеприведенные данные служат также убедительным подтверждением того, что улучшение структуры экспорта за счет повышения качества экспортируемых товаров, увеличение степени их обработки является весьма актуальной задачей для развития российской внешней торговли.

Вместе с тем совершенно очевидно, что наша страна не может рассчитывать на существенный рост экспорта, если его структура и в дальнейшем будет сырьевой и однобокой. В настоящее время исчерпаны практически все возможности экстенсивного расширения экспорта за счет топливно-сырьевых товаров. Необходимость диверсификации российского экспорта вызывается тремя моментами.

Первый момент заключается в том, что сырьевые ресурсы у нас не безграничны для экспорта. Доля экспорта в производстве основных сырьевых товаров (экспортная квота) в 1990-е годы постоянно увеличивалась и по большинству основных сырьевых товаров российского экспорта достигла предельных величин.

В 2007 г. сырая нефть поставлялась на экспорт в размере 53% от ее общей добычи против 18% в 1990 г. Больше экспортировать практически невозможно. Почти половина всех производимых в стране нефтепродуктов направлялась в 2007 г. на экспорт (в 1990 г. лишь 15%).

Увеличение добычи в стране сырья не наблюдается, наоборот, имеет место лишь ее сокращение. В серьезном упадке находится геологоразведочная отрасль. Производство геологического оборудования, техники сокращено в 1991 -2006 гг. почти в 10 раз. Износ основных фондов в этой отрасли составляет почти 75%.

Из-за резкого спада объемов геологоразведочных работ разведанные запасы по большинству полезных ископаемых, в том числе нефти, уменьшились на 17-20%.

По оценкам зарубежных экспертов, доказанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи России хватит лишь на 19 лет, газа -на 83 года.

Причем нефтедобывающая промышленность России имеет наиболее высокий износ оборудования - почти 60% при 50% в промышленности в целом. Коэффициент обновления основных фондов составляет 1%, что ниже средних показателей по промышленности. Это неизбежно ведет к снижению извлечения нефти из недр (нефтеотдачи) и снижению ее добычи. С 1970 г. по 2005 г. нефтеотдача снизилась с 51% до 30% и в настоящее время почти в 2 раза ниже мирового уровня, хотя в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых направляется 14%9 всех инвестиций в основной капитал, или 23 млрд долл., что явно недостаточно. По оценкам Всемирного банка реконструкции и развития, величина капиталовложений для развития только нефтяной промышленности России должна составить не менее 50 млрд долл.

Причина такого состояния заключается в том, что у нефтяников сейчас нет никакой мотивации для капиталовложений, основная идея их интересов - поставка сырой нефти на экспорт. Временная сверхобеспеченность многих нефтяных компаний запасами нефти позволяет им «снимать сливки», выборочно интенсифицируя, добычу из активных запасов (до 400

450 млн т в год), а потому добыча из «трудных» запасов не велика. Поэтому и методы увеличения нефтеотдачи не востребованы.

Таким образом, в основной нашей отрасли, дающей свободную валюту, реальных капиталовложений явно недостаточно. В другие сырьевые отрасли капиталовложения значительно ниже.

Ясно, что экспортные сырьевые ресурсы нашей страны на пределе. В случае же если экономика нашей страны будет все-таки развиваться, это наверняка потребует дополнительные сырьевые ресурсы для того, чтобы их использовать в стране. Несомненно, что без существенного увеличения производства сырьевых ресурсов неизбежно уменьшится сырьевой потенциал экспортных отраслей нашей страны.

Указанное обстоятельство уже находит отражение, например, по газу, наблюдаются трудности в стране - некоторые электростанции переходят на уголь, что является отнюдь неблагоприятным для экономики. Поскольку известно, что газ является более дешевым источником, чем уголь, в соответствии с этим себестоимость электроэнергии, производимой на газе, дешевле, чем на угле. Если перейти при производстве электроэнергии на уголь, это приведет к ее подорожанию, что будет сказываться на ситуации в стране, издержках в других отраслях экономики.

В настоящее время вывозится 70% производимых в стране минеральных удобрений, тем самым подрывается производственная база сельского хозяйства. Количество удобрений в нашей стране составляет 10% минимальной потребности. На огромной территории России потребляется калийных удобрений в 1,5 раза меньше, чем в Белоруссии. По расчетам специалистов, сельское хозяйство ежегодно теряет миллионы тонн зерна из-за острой нехватки минеральных удобрений. Причем подобная ситуация сохраняется уже в течение более пятнадцати лет. Это означает, что не меньший срок потребуется и на восстановление плодородия земель.

Развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики требует использования в значительных количествах черных и цветных металлов. Однако в настоящее время от 60 до 80% производимых в стране меди, никеля, алюминия, цинка, золота, платины, урана вывозится из страны. Это приводит к затягиванию на долгие годы развития собственных экспортноориентированных отраслей и производств, лишает перспектив структурных преобразований в экономике и делает еще более зависимой ее от мирового рынка.

Второй момент, указывающий на необходимость диверсификации нашего экспорта, заключается в изменении положения на внешних рынках сырьевых товаров. Западноевропейский рынок нефти - основной рынок российского нефтяного экспорта - достаточно насыщен, в частности, в связи с ростом добычи нефти в Северном море. Кроме того, западные страны проводят политику энергосбережения, и потребление энергии на единицу ВВП в этих странах постоянно снижается. Вполне ясно, что в этой связи нет оснований рассчитывать на увеличение поставок российских нефти и нефтепродуктов.

Что касается металлов, то их потребление в мире растет очень ограниченно, и российские экспортеры металлов встречаются с серьезной конкуренцией на мировых рынках. Значительные трудности в последнее время в экспорте продукции имеет и химическая промышленность, основными экспортными товарами которой являются минеральные удобрения.

И, наконец, третий момент состоит в том, что ориентация нашей страны исключительно на экспорт сырьевых товаров не может быть для нас стратегически правильной, потому что все эти товары являются исключительно неустойчивыми в плане влияния на них мировой конъюнктуры. Цены на сырьевые товары весьма изменчивы и подвержены колебаниям под влиянием самых различных факторов. Наша страна уже столкнулась с этим в 1998 г., когда цены на нефть и нефтепродукты резко упали. Это обстоятельство, а также падение цен на другие сырьевые товары, привело к сокращению экспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 16%. В результате резкого падения цен не только обострились проблемы внешней торговли, но и снизились доходы государственного бюджета нашей страны, что явилось одной из важных причин валютно-финансового кризиса в России, разразившегося в августе 1998 г.

В 2000 г. мировые цены на нефть под влиянием ряда факторов достигли достаточно высокого уровня и увеличились, по сравнению с 1998 г., в 3 раза. На протяжении последних лет они еще возросли более чем в 4 раза и в середине июля 2008 г. находились на небывало высоком уровне, что положительно влияло на экономику нашей страны. Ясно, что такой уровень цен не мог долго удерживаться. После июля

2008 г. рынок лихорадит. К середине октября

2008 г. цены на нефть упали более чем в 2 раза против пиковых июльских показателей, а к середине ноября - в 3 раза. Эти показатели говорят о том, что наша страна находится на критическом уровне.

Кроме того, как уже отмечалось, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли.

Исходя из вышеизложенного, насущной задачей становятся диверсификация нашего экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной обработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

В последнее время в России все чаще стали выдвигать различные предложения по преодолению сложившейся ситуации в российском экспорте. Некоторые из их носят концептуальный характер, некоторые направлены на решение конкретных проблем. К данной проблеме необходимо подходить комплексно, и любые практические шаги должны сочетаться с общей внешнеэкономической стратегией государства и вырабатываться на ее основе. Но конкретной реализуемой внешнеэкономической стратегии в нашей стране нет. Хорошим примером в этой области может служить Китай, где существует четкая общеэкономическая программа развития на несколько десятилетий вперед. Или Япония, где создана целая система поддержки экспорта; это выражается, например, в льготном кредитовании участников внешнеэкономической деятельности, в создании единой статистической базы важной для участников ВЭД информации, что, несомненно, облегчает их работу.

В целом задача совершенствования товарной структуры экспорта представляется крайне сложной, на наш взгляд, решать указанную задачу по совершенствованию структуры экспорта необходимо по следующим направлениям.

1. Эффективное развитие экспорта и совершенствование его товарной структуры невозможно без поддержки государства. Такую поддержку получают экспортеры в зарубежных странах. В ФРГ, например, на поддержку экспорта государство выделяет более 10 млрд долл. в год. В нашей стране предусматривается в соответствии с одобренной Правительством РФ 8 февраля 1996 г. и действовавшей Федеральной программой развития экспорта на срок до 2005 г., выделение средств на указанные цели в размере 0,3-0,35% валового внутреннего продукта в год. Это составляло в пересчете по официальному курсу рубля к доллару всреднем всего лишь около 1 млрд долл. в год. К сожалению, даже эта сумма не выделялась. Следует отметить, что в Законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности содержалось положение о ежегодной разработке программы развития внешнеторговой деятельности, включающей раздел «Меры стимулирования промышленного производства экспорта». Такие программы разрабатывались до 1998 г., после чего о них просто забыли.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрен ряд направлений поддержки экспорта. Однако не созданы механизмы поддержки экспорта и привлечения зарубежных инвестиций, под которые должны быть выделены финансовые, организационные и кадровые ресурсы.

Мерами государственной поддержки экспорта должны стать: создание финансово-промышленных групп, установление налогово-кредитных льгот для экспортеров, гарантирование государственных кредитов и страхование рисков, улучшение информации и консультации экспортеров (именно в слабости и даже отсутствии государственных информационных и консультационных услуг корень многих наших проблем), маркетинговое и техническое содействие, совершенствование транспортных тарифов.

Одной из важнейших мер государственной поддержки экспорта является увеличение капиталовложений в экономику и, прежде всего, в экспортно-ориентированные отрасли. Однако все указанные меры применяются в недостаточной степени из-за дефицита средств, выделяемых государством на поддержку экспорта.

Что касается источников финансирования, наша страна возлагала в свое время большие надежды на привлечение иностранных инвес-

тиций, рассматривая их как важный фактор создания новой технологии в промышленности, развития экспортно-ориентированных производств. Однако эти надежды не оправдались.

В настоящее время по объему привлекаемого иностранного капитала и особенно прямых иностранных инвестиций Российская Федерация занимает в международном инвестиционном сотрудничестве небольшую долю -0,5% всего мирового потока прямых иностранных инвестиций. Хотя за последние пять лет прямые иностранные инвестиции в экономику России значительно возросли и составили в 2005 г. 13 млрд долл., эта сумма явно недостаточна. Для сравнения отметим, что приток прямых инвестиций в год в США в 10 раз, в Великобританию в 7 раз, в Китай почти в 6 раз больше, чем в Россию (по данным за 2004 г.). В 2006-2007 гг. прямые инвестиции в экономику России возросли по сравнению с 2005 г. более чем в 3 раза. Однако за 8 месяцев 2008 г. они сократились более чем в 2 раза и продолжили сокращаться в 2008 г. в связи с мировым экономическим кризисом.

Причиной малой привлекательности России как импортера иностранного капитала является, прежде всего, нестабильность законодательства применительно к иностранному инвестору.

Кроме того, высокий уровень налогов, транспортных тарифов оказывает негативное воздействие на иностранных инвесторов.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что после ликвидации Российского агентства международного сотрудничества и развития -РАМСИР в стране не осталось единого органа, на который были бы возложены функции по реализации единой государственной стратегии в области привлечения иностранного капитала. Поэтому создание в стране такого органа, по мнению автора, крайне необходимо для интенсификации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

Медленный рост экономического развития страны после существенного спада производства в 1991-1998 гг., а также высокий уровень коррупции в бизнесе также существенно влияют на привлекательность инвестиций в Россию.

В этой связи необходимо повысить участие государства в создании более благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, целенаправленная государственная поддержка производства и продвижения на экспорт конкурентоспособной готовой продукции, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций должны стать важным стратегическим направлением не только внешнеэкономической, но и экономической политики страны в целом.

2. Особую актуальность приобретает повышение значения государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей. Участие государства целесообразно повысить путем более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в регулировании внешнеэкономических связей нашей страны.

На наш взгляд, одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз. Однако до 2008 г. не было такой дифференциации в установлении экспортных пошлин в зависимости от степени обработки товара. Необработанный лес вывозился в 2003 г. с экспортной пошлиной 6,5% от стоимости, целлюлоза - 10%, сырая нефть и нефтепродукты имели одинаковую экспортную пошлину - 34 долл. за 1 т.

В 2007 г. экспортная пошлина составляла 10% от стоимости как на переработанный лес, так и бумагу, и картон, не существовала дифференциация в установлении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В конце 2007 г. проведена дифференциация ставок экспортного таможенного тарифа (эскалация тарифа) по ряду товаров в зависимости от степени их переработки. Однако пока эта дифференциация не достаточно эффективна. Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации среди мер по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования не указана необходимость дифференциации (эскалации) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара, хотя эти меры особо важны для повышения эффективности российского экспорта и уже начали осуществляться.

Необходимо также дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле. В связи с тем, что огромные потери валютной

выручки нашей страной вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми (20 млрд долл. в год в настоящее время) вызывают насущную необходимость возобновления государственной экспертизы контрактных цен, отмененной Правительством в 1996 г.10

Следует также отметить, что в настоящее время в сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч фирм и компаний, многие из которых не обладают квалифицированными кадрами. На наш взгляд, введение для участников внешнеэкономических связей специальной лицензионной системы (как в банковском и страховом деле) позволило бы усилить контроль государства и повысить эффективность внешнеэкономических связей.

Серьезной проблемой повышения роли нашего государства в осуществлении внешнеэкономических связей, поставленной в последнее время некоторыми экономистами, является рассмотрение вопроса о возврате к государственной монополии внешней торговли. Обоснованное решение этого вопроса имеет огромное значение. За последние 15 лет (1993-2007 гг.) положительное сальдо торгового баланса нашей страны превысило триллион долл., в т.ч. за последние 4 года 565 млрд долл. В результате благоприятных условий торговли вследствие роста мировых цен на топливно-сырьевые товары нашей страной получена за 1999-

2007 гг. огромная сумма - 206,3 млрд долл., которая значительно превосходит аналогичные доходы в благоприятные периоды советской торговли. В то же время из-за отсутствия государственной монополии внешней торговли эти колоссальные доходы от внешней торговли только частично (за счет налогов и пошлин) получены государством. Введение монополии внешней торговли в нашей стране, хотя бы на товары, составляющие природные ресурсы, прежде всего на нефть и газ, несомненно, явилось бы важным источником финансовых средств, для подъема экономики России. Введение монополии внешней торговли не противоречит существующему нашему законодательству. Так, в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности есть специальная статья, где сказано, что государство может вводить государственную монополию на вывоз отдельных товаров.

3. Для успешного развития российского экспорта необходимо дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы международ-

ного сотрудничества с целью обеспечения доступа российских товаров на внешние рынки, отмена многих дискриминационных ограничений в торговле со стороны зарубежных партнеров. Приоритетное значение в этом вопросе приобретает присоединение России к Всемирной торговой организации. Однако главная задача на переговорах о вступлении России в ВТО - приемлемые для России условия членства.

4. На базе имеющегося экономического потенциала можно улучшить структуру экспорта. В последние годы существования СССР повысилась конкурентоспособность продукции ряда ведущих машиностроительных отраслей: авиакосмического комплекса, энергомашиностроения, в том числе атомного, и некоторых других. Поставлялись в значительных объемах российские автомобили, металлорежущие станки, комплектное оборудование, дорожностроительная техника, что показывает имеющиеся предпосылки развития экспорта машинотехнической продукции.

Советский Союз оказывал содействие в строительстве большого количества предприятий в Китае, восточноевропейских и некоторых развивающихся странах. Теперь эти предприятия нуждаются в модернизации, для чего привлекаются прежние российские поставщики. Это также является возможностью увеличения экспорта, в том числе машиностроительного.

В российском военно-промышленном комплексе по-прежнему сосредоточен мощный научно-технический потенциал, использующий в производстве самые современные технологии, продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. В связи с этим на этой базе заложены возможности создания конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения. Конечно, поддержание высокого научно-технического уровня производства ВПК и финансирование программ его конверсии также требует больших капиталовложений.

Значительные резервы имеются у России в увеличении экспорта военно-технической продукции в страны Центральной и Восточной Европы. Это связано с острой потребностью армий этих стран в модернизации и пополнении находящейся на их вооружении советской и российской боевой техники. Ряд стран Центральной и Восточной Европы вступили в НАТО. Однако переоснащение их

вооруженных сил боевой техникой НАТО обойдется крайне дорого. Поскольку их перевооружение займет, по крайней мере, не менее десяти ближайших лет и, в случае, если отношения России с НАТО будут складываться конструктивно, Россия имеет возможность в течение указанного срока поставлять свою военно-техническую продукцию в эти страны.

В настоящее время имеются большие возможности значительного повышения экономической эффективности экспорта и объема валютных поступлений на базе имеющихся экспортных ресурсов путем повышения степени переработки экспортируемого сырья и увеличения в экспорте доли полуфабрикатов и готовых изделий: концентратов, качественного проката, труб и окатышей вместо руд, чугуна, ферросплавов, нефтепродуктов и продукции нефтехимии вместо сырой нефти; фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели вместо круглого леса и пиломатериалов, одежды и белья вместо текстильного сырья и тканей и т.д.

Нельзя также не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис, который требует к себе постоянного внимания. Многие наши предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин и мало заботятся о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей в ряде случаев не дает возможности удовлетворять требования покупателей, что является тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения.

В этой связи увеличение в торговле РФ машинами и оборудованием доли комплектующих изделий и запасных частей на базе расширения их производства, улучшение технического обслуживания проданной машинотехнической продукции является важным направлением расширения ее экспорта.

Очевидно, что состояние внешней торговли страны во многом зависит от уровня развития производства. Поэтому основой для успешного решения задач по совершенствованию структуры экспорта Российской Федерации являются подъем экономики страны, рост ее производственного и научного потенциала и

преодоление колоссального спада производства в 1991-1998 гг.

Так же очевидно, что одним из важнейших условий подъема экономики нашей страны, ее научного и производственного потенциала является увеличение капиталовложений в народное хозяйство. По некоторым оценкам, необходимый объем капиталовложений для подъема экономики страны составляет 140 млрд долл. в год. Конечно, эта сумма капиталовложений значительная. Но, даже только используя резервы по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности нашей страны, о которых шла речь выше, можно получить необходимую сумму для капиталовложений в народное хозяйство. Изыскание этих резервов особенно важно в условиях финансово-экономического кризиса в стране.

Примечания:

1 Рассчитано по: International Trade Statistics WTO, 2007, р. : 209, 223, 225, 227.

4 Народное хозяйство СССР 1922 -1982 гг.: Юбилейный статистический ежегодник. - М.: Финансы и статистика, 1982. - С. 55-58.

5 Российский статистический ежегодник. 2001-2007.

6 Рассчитано по материалам Министерства внешних экономических связей СССР.

7 Рассчитано по данным таможенной статистики.

8 Рассчитано по Auss enhandel. Reihe 1. Zussamenfassende Ubersichten fur den Aussenhandel. Stat. Bundesamt, Wiesbaden, 2005.

9 Рассчитано по: «Российский статистический ежегодник», 2007

10Рассчитано по методологии, приведенной монографии: В.Л. Сельцовский. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли - М.: Финансы и статистика, 2004, сс. 236237, 242-247.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА - увеличение количества видов и наименованийпродукции и услуг, предназначенных для экспорта. В результате ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА создаются лучшие условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, в т.ч. ухудшения "условий торгов ли". На современном этапе ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА связана с ускоренным обновлением ассортимента вывозимой продукции под влиянием НТР.

  • - - обозначает "расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции в процессе концентрации на межотраслевом уровне"...

    Педагогический терминологический словарь

  • - поощрение национальных предприятий экспортеров...

    Большой экономический словарь

  • - расширение товарной номенклатуры экспорта...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - система предоставления лицензий гос-ными органами на осуществление внешнеторговых операций экспортерам...

    Большой юридический словарь

  • - См. Кредитование внешней...

    Словарь бизнес терминов

  • - увеличение количества видов и наименованийпродукции и услуг, предназначенных для экспорта...

    Финансовый словарь

  • - убывающая кривая, отражающая объем экспортной продукции, при заданном уровне мировых цен, превышающем внутренние цены на продукцию.По-английски: Export supply curveСм. также: Регулирование внешней торговли  ...

    Финансовый словарь

  • - фиксируется в момент пересечения продукцией границыстраны или предоставления услуги иностранному партнеру, что находит отражение в таможенной и внешнеторговой статистике...

    Финансовый словарь

  • Большой экономический словарь

  • - предоставление государственными органами лицензий на осуществление экспортерами внешнеторговых операций...

    Большой экономический словарь

  • - Сосредоточение экспорта на узком круге товаров и услуг или стран-импортеров...

    Экономический словарь

  • Экономический словарь

  • - 1. Правительственные меры по упрощению реализации экспортной продукции путем стимулирования экспортеров внутри страны и оказания им разнообразной практической помощи за рубежом...

    Экономический словарь

  • - ...
  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта...

    Большой юридический словарь

"ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА" в книгах

Диверсификация

Из книги автора

Диверсификация Продолжающиеся газовые споры подстегнули усилия обеих сторон по диверсификации. Это означало новый виток трубопроводной политики, поднятой на геополитический уровень. Русские были намерены обойтись без таких транзитных партнеров, как Украина и Польша,

Диверсификация деятельности компании

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Диверсификация деятельности компании Многие компании пытаются снизить уровень риска, приобретая фирмы других сфер деятельности. Phillip Morris, переименовавшись в Altria, купила компании Kraft, General Foods и Miller Brewing, так как стремилась к диверсификации. Потребление табака снижалось,

Диверсификация

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Диверсификация Вы часто слышите поговорку «Не складывайте яйца в одну корзину». Корзина может упасть, а яйца разобьются. Когда дело доходит до инвестиций, все советуют не вкладывать деньги в один актив, а поделить их между несколькими проектами. Это называется

Диверсификация в жизни и на рынках

Из книги Психология трейдинга. Инструменты и методы принятия решений автора Стинбарджер Бретт

Диверсификация в жизни и на рынках Что происходит с Кеном? Хотя детали могут различаться, он во многом похож на тех трейдеров, которые пишут мне, жалуясь на отсутствие рыночного успеха.Кен хочет окончить медицинский институт. Это бесспорно. Он так сильно хочет преуспеть,

Диверсификация против трендов

Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Реальная диверсификация портфелей

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Реальная диверсификация портфелей 1987 год научил меня многому в смысле денежного менеджмента, но главный урок, вынесенный из того кризиса, заключался в осознании значимости правильной диверсификации портфеля. В продолжение нескольких месяцев до и после октябрьского

Валютная диверсификация

автора

Страновая диверсификация

Из книги Инвестировать – это просто [Руководство по эффективному управлению капиталом] автора Савенок Владимир Степанович

Валютная диверсификация

автора Савенок Владимир Степанович

Валютная диверсификация В России возможность создать портфель в разных валютах, как правило, сводится к использованию валютных депозитов, других вариантов практически нет. Есть некая привязка к курсу евро или доллара у страховых компаний, которую уже давно грозятся

Страновая диверсификация

Из книги Ваши деньги должны работать [Руководство по разумному инвестированию капитала] автора Савенок Владимир Степанович

Страновая диверсификация Если диверсификация по валютам – понятие знакомое практически каждому и убеждать в ее необходимости практически не приходится, то со страновой сложнее. Я обычно привожу такой довод: «Поставьте себя на место глобального инвестора, который

§9. Глобальная диверсификация

Из книги Игра на бирже автора Дараган Владимир Александрович

§9. Глобальная диверсификация Мы уже много раз говорили, что для уменьшения риска при инвестировании в акции необходимо включать в инвестиционный портфель акции разных компаний, причем желательно и разных отраслей. Здесь мы обсудим вопрос, касающийся глобальной

Импортозамещение и диверсификация общественного производства на основе стимулирования экспорта готовой продукции – эффективные пути выхода из кризиса

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Импортозамещение и диверсификация общественного производства на основе стимулирования экспорта готовой продукции – эффективные пути выхода из кризиса В ходе кризиса в то же время создаются новые условия для оживления экономики. Важнейшее условие состоит в

Диверсификация рынков

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Диверсификация рынков Одним из наиболее эффективных способов повышения устойчивости трейдинговых систем является работа на нескольких различных рынках. Торгуя на многих рынках, вы увеличиваете свои шансы встретить благоприятные для вашей системы условия хотя бы на

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ Это один из способов снижения риска и обретения дополнительной уверенности, но он доступен только тем, кто обладает значительными ресурсами. Диверсификация предполагает освоение новых сфер деятельности, не характерных для данной компании. Например,

Диверсификация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Нужно ли государству помогать экспортерам? Экспортеры, как правило, лучшие компании в своих отраслях, и совсем не очевидно, что они нуждаются в помощи. Но российская ситуация отягощается тем, что основной экспорт страны формируется в добывающем секторе, что создает дополнительные риски для экономики из-за нестабильности мировых цен на сырье. Поэтому увеличение экспорта обрабатывающей промышленности – это важный приоритет структурных реформ в экономике. Для достижения этой цели одних институциональных преобразований недостаточно: работу институтов поддерживают те, кто в них заинтересован. Но в экспорте главные игроки – сырьевые производства, которые заинтересованы в сохранении текущих настроек. Чтобы преодолеть эту тенденцию, нужно вырастить крупных экспортеров в обрабатывающей промышленности, в том числе правильно используя имеющиеся у государства возможности.

В арсенале правительства много инструментов, которые влияют на внешнюю торговлю. Принято считать, что для экспортеров важен слабый рубль, поэтому бизнесмены часто критикуют Центробанк, который во главу угла поставил низкую инфляцию и отпустил курс в свободное плаванье, так что рубль вторит динамике котировок нефти. Однако эмпирические исследования не подтверждают связь успеха экспортеров и слабой национальной валюты. Для развития экспорта, его диверсификации нужны другие меры.

Глобализация производства и капитала взаимосвязаны: согласно исследованию Всемирного банка, роль иностранных инвестиций в росте экспорта очень велика. Сегодня одни детали товара производятся в одной стране, другие – в другой, а конечный продукт собирается в третьей. Транснациональные корпорации инвестируют в каждое звено своей производственной цепи, которое априори рассчитано на экспорт: в постиндустриальный век выигрывают те, кто встраивается в глобальные производственные цепочки. Помимо роста поступлений налогов в бюджет и создания рабочих мест товары, которые выдерживают конкуренцию на глобальном рынке, способствуют снижению нефтяной зависимости, делают экономику более устойчивой к скачкам цен на энергоресурсы.

Повышая торговые барьеры и объявляя политику импортозамещения, Россия наносит удар собственной экономике. Смысл международной торговли в том, чтобы, приобретая импортные товары по более низкой (даже с учетом затрат на доставку) цене, можно было сосредоточить ресурсы на направлениях, в которых у нас есть конкурентное преимущество. Современная торговая теория подчеркивает, что либерализация торговли помогает выявить наиболее эффективные для страны отрасли и фирмы, снижает издержки производства и повышает конкурентоспособность экономики.

Дешевый импорт тем более актуален для нас, что большая часть производств использует импортное сырье, оборудование или детали. Более 60% импорта в России участвует в дальнейшем производстве внутри страны. Исследования на примерах разных стран показывают, что чем больше импортируется промежуточных товаров, тем успешнее отрасль или фирма. В ряде эмпирических работ даже установлена причинно-следственная связь: импорт промежуточных товаров способствует росту эффективности отдельных фирм и экономики в целом. И напротив, в экономике сильно «защищенной» производительность падает.

Импортозамещение же стимулировало «простые» отрасли и ударило по хайтеку. Желание диверсифицировать экономику в очередной раз споткнулось о внутреннее препятствие.

Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности. Однако 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали. Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры недостаточно полно используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнить структуры экспорта России с другими странами. Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия. Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют пять и более товаров в пять и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (один товар в одну страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.

Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а уже имеющиеся недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков. В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо для развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта. Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно. Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне, путем тиражирования успешного опыта ряда российских регионов. Однако важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, чтобы исходная ориентация была именно на экспорт продукции, а также чтобы логистика, транспорт и таможня не были непреодолимыми издержками для производств.

Чтобы узнать, какие таможенные тарифы эффективны для производителей, мы оценили, как меняется добавленная стоимость при производстве товаров при существующей структуре тарифа по сравнению со снижением этого тарифа до нуля. Анализ отраслевой структуры тарифов 2014 г. показал, что от протекционизма заметно выигрывают секторы производства мяса, молока, текстиль, обувь, металлургия и др. Но секторы с высокой добавленной стоимостью – там, где вклад российских производителей наиболее ценен, – либо проигрывают от существующих тарифов по сравнению со свободной торговлей (например, производство электрооборудования), либо выигрывают совсем немного. Такой результат говорит о несоответствии структуры тарифа задачам структурной перестройки экономики. По сути, тарифы создают антиэкспортное смещение экономики. Наш анализ также показал, что, если снизить все тарифы в 2 раза, ситуация во многих секторах станет более сбалансированной. Сверхвысокая «защита» местных производителей чуть снижается, но и негативное влияние сокращается. То есть стимулы инвестировать остаются теми же, но при этом уменьшается антиэкспортное смещение.

Другой важный фактор, который отпугивает иностранных инвесторов и вредит российским экспортерам, – затраты на пересечение границы и прохождение таможенных процедур. Их упрощение было одним из приоритетов в программе улучшения бизнес-климата, принятой в 2012 г. Однако если по другим направлениям Россия сильно продвинулась, поднявшись со 120-го места в рейтинге Doing Business до 35-го, то по простоте таможенных процедур мы занимаем 100-ю строчку из 190 стран. В 2015 г. в рамках оптимизации госуправления таможня перешла в ведение Минфина. Это верный шаг – накопленный позитивный опыт в сфере налогового администрирования станет теперь доступен и для таможенных процедур. Распространение практики риск-ориентированного регулирования на таможенные процедуры позволит ускорить прохождение таможни для значительной части бизнеса.

В экономической истории есть случаи, когда страны диверсифицировали свой экспорт за довольно короткий срок – до пяти лет. Ключевую роль в этих изменениях играли иностранные инвесторы, которые приходили в страну с целью обслужить не внутренний рынок, а внешние. Возможен ли такой путь для России? Большой внутренний рынок играет против такого развития событий. Чтобы российские площадки стали рассматриваться как промежуточные ступени в глобальных стратегиях транснациональных компаний, необходимо создавать благоприятные условия путем и снижения тарифов, и упрощения таможенного регулирования, и создания благоприятной и эффективной транспортной и логистической инфраструктуры на перспективных зарубежных направлениях.

Наименование товара 9 месяцев 2012
Всего
Минеральные продукты 64,8 69,8 67,4 68,4 72,6 71,53
Нефть сырая 32,6 33,7 34,7
Нефтепродукты 17,5 20,1
Газ природный 12,6 11,7 11,8
Машины и оборудование 6,8 3,9 3,7 4,8
Черные металлы 8,8 4,8 4,3 4,5

Низкая диверсификация российского экспорта - одна из наиболее острых проблем российской экономики. Критерием сырьевого характера экономики является доля сырьевых товаров в экспорте. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. Таким образом, структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%.

Однако сегодня в условиях мирового финансового кризиса становится очевидным то, что модель экономики России, по которой страна развивалась в последние годы, себя исчерпала. "Сырьевая" модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. В последнее время сырьевая специализация российской экономики только усиливается.

Недостатки сырьевой экономики выражаются в следующем:
1) Данная модель экономики характеризуется экономической нестабильностью , которая периодически приводит к финансовым и социально-политическим кризисам в связи с зависимостью экономического развития страны от уровня мировых цен на нефть . Финансовый кризис в настоящее время демонстрирует зависимость социально-экономического развития России от динамики мировых цен на нефть сильнее, чем от экономической политики и институциональных реформ.

2) Запасы полезных ископаемых со временем истощаются , а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Возможно, что в ближайшее время российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа.

3) «Голландская болезнь» - рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор, что в России на сегодняшний день проявляется в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП.

4) Отсталость научно-технического прогресса (НТП) , являющегося основным источником современного экономического роста. В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т.д. Т.е. без НТП в торгуемом секторе стране приходится эти технологии импортировать. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам – технологическим лидерам.

Для формирования диверсифицированной экономики необходимо привлекать значительно большее количество новых субъектов хозяйствования, рыночных игроков, включая малые и средние предприятия, которые также должны быть диверсифицированы в ходе эволюции. При этом необходимы государственные механизмы стимулирования данных процессов в виде амортизационной, налоговой составляющих, инфраструктурной поддержке и др.

Главные направления диверсификации российского экспорта включают:

· инерционная диверсификация - диверсификация путем мобилизации, консолидации и комбинирования уже имеющихся конкурентных преимуществ, когда в экспортный оборот вовлекаются товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию;

· инновационная диверсификация - диверсификация на базе реализации сценария инновационного развития и структурной диверсификации российской экономики. Инновационная диверсификация экспорта предполагает дальнейшее развитие и усиление всей системы национальных конкурентных преимуществ, становление новых кластеров конкурентоспособных производств, концентрирующихся на завершающих стадиях технологического цикла и обеспечивающих высокую динамику инновационной деятельности.

Основные направления инерционной диверсификации экспорта охватывают:

Диверсификацию на основе углубления переработки первичных ресурсов, предполагающую задействование более сложных факторов производства, что обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз в зависимости от вида и глубины передела продукции;

Диверсификацию на путях экономически целесообразного увеличения поставок возобновляемых природных ресурсов;

Последовательную коммерциализацию преимуществ огромной и географически выгодно расположенной территории (прежде всего для расширения экспорта транспортных и транзитных услуг, туристических услуг, экологически чистой продукции и экологических услуг);

Диверсификацию экспортного ассортимента в обрабатывающей промышленности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции, изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на мировом рынке товаров, повышения экспортной составляющей сегмента гражданского производства ОПК, увеличения поставок частей и компонентов в рамках субподрядных отношений с зарубежными фирмами;

Расширение экспортного ассортимента и закрепление в перспективных рыночных нишах через активное, скоординированное участие российских компаний в тендерах за рубежом, использование механизмов долгового урегулирования и официальной помощи развитию, возможностей многосторонних и региональных финансовых институтов;

Географическая диверсификация экспорта, предполагающая восстановление и развитие производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ, укрепление ЕврАЗЭС, формирование в его рамках Таможенного союза и единого экономического пространства,

Диверсификацию путем широкого вовлечения в экспортную деятельность внутренних регионов РФ, муниципальных предприятий, малого бизнеса и кустарных промыслов;

Диверсификацию за счет расширения и совершенствования форм экспортной деятельности (в рамках приграничной и прибрежной торговли, путем встраивания в международные производственно-сбытовые цепочки, создания экспортно-ориентированных сборочных производств и др.);

Диверсификацию инновационного экспорта путем конверсии и коммерциализации технологических продуктов ОПК, атомной и ракетно-космической промышленности, расширения продаж объектов промышленной собственности, программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка: на основе обеспечения ведущих позиций в многосторонних международных институтах (ВТО, ОЭСР, «группа восьми», ООН, МВФ, и других), участия в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, участие в таких объединениях на ведущих ролях (АТЭС, ШОС, СГБМ, и др.) и развитие сотрудничества с другими интеграционными группировками (АСЕАН, МЕРКОСУР) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.

Ключевое значение для инерционной диверсификации экспорта имеют меры государственной политики, обеспечивающие поддержание (по крайней мере неухудшение) ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, прежде всего в области курсовой и тарифной политики.

Инновационная диверсификация экспорта , позволяющая качественно улучшить параметры международной специализации РФ, возможна при соблюдении следующих условий:

· инновационный сценарий развития отечественной экономики будет успешно реализовываться, обеспечивая увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность и сферу услуг, общее повышение инновационной активности в стране;

· российские предприятия, демонстрирующие растущую эффективность менеджмента и производительность труда, станут достаточно привлекательными для широкого, экономически целесообразного включения в международные производственно-сбытовые цепочки и создания стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний;

· пользующиеся государственной поддержкой российские ТНК, в том числе в обрабатывающих отраслях и сфере услуг, приступят к выстраиванию собственных производственно-сбытовых цепочек путем приобретения конкурентоспособных зарубежных активов (профильных и непрофильных для диверсификации бизнеса).

Принципиальные задачи государства по обеспечению инновационной диверсификации экспорта включают:

· совершенствование предпринимательского климата в стране, содействие развитию инновационного бизнеса и формированию российских ТНК;

· развитие механизмов частно-государственного партнерства в приоритетных секторах, обеспечивающих появление прорывных технологий и продуктов и их коммерциализацию на глобальном рынке;

· меры по минимизации трансакционных издержек ведения международного бизнеса, включая совершенствование логистики, внешнеторгового и таможенного регулирования, расширение и повышение эффективности участия в интеграционных процессах, двусторонних, региональных и многосторонних либерализационных инициативах;

· создание системы политико-дипломатического лоббирования проектов и сделок с участием российского бизнеса за рубежом.

Таким образом, необходима разработка новой стратегии внешнеэкономической политики , приоритетами которой должны стать:

Диверсификация экспорта (товарной, географической структуры, с точки зрения участвующих фирм и субъектов РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную деятельность);

Эффективная транснационализация российского бизнеса путем создания стратегических межфирменных альянсов для диверсификации бизнеса, выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек;

Повышение эффективности участия в международном обмене интеллектом и результатами интеллектуальной деятельности, а также повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий;

Оптимизация импорта и повышение его вклада в модернизацию экономики(стимулирование ввоза технологического оборудования, развитие импортозамещения в валютоемких отраслях, увеличение импорта современных профессиональных и научно- технических услуг).